Как стать автоэлектриком вам расскажут на любой профориентации. Поступай мол, мил человек в такое-то учебное заведение, да зубри науку, хоть изредка появляясь на занятиях.
Звучит-то оно, вроде как и неплохо, и я бы даже сказал просто.
Только вот перед этим вы попытайтесь понять, нужно ли вам вообще становиться автоэлектриком. Ну а я вам так и быть помогу, описав один день из своей жизни в выездном автосервисе.
Думаете здесь романтика? Ходишь такой целый день с кабель-трекером, прозваниваешь трассы, да занимаешься пайкой пинов, пока другие работают?
Спешу вас разочаровать. Да, конечно такое случается. Но не часто.
Как начинается рабочий день
На смену выходишь рано, думаешь, ну, чайку попью, да морально к работе подготовлюсь. Ага. Сейчас блин.
Только завел машину и спустя пару минут понимаешь, что тебя направляют на вызов. И вот уже начинается.
«Ой, а мне вот это вот срочно надо сделать. Ой, а у меня там лампочка почему-то не горит. А может быть, проведете компьютерную диагностику по-быстрому? Тут делов-то на пять минут, целых триста рублей дам.»
В общем, день, как говорится, начинается не с кофе. И вот ты уже объясняешь, что у тебя еще с прошлой недели пять человек по записи. К ним нужно приехать в первую очередь.
Иногда складывается ощущение, что у меня скорая помощь. По сути, так оно и есть. Лампочка может не гореть по целой туче причин, а за триста рублей я могу максимум показать приборы, которыми провожу диагностику.
Вот и постигаешь уже с самого раннего утра науку, как объяснить человеку принцип работы электроники в автомобиле.
Ну а потом начинается. Успеешь кое-как обслужить тех, кто по записи в установленное время, а в это время оператор уже звонит и говорит, что поблизости есть вызов и нужно спешить туда. Обед, получается, снова мимо.
Первый заказ – не работает магнитола
Вон, приехал сегодня на вызов, а там парнишка совсем молодой (интересно, месяц хоть прошел, как права получил?). Начинает сначала общаться как у себя на районе: «Эй, слышь, давай пошурику сделай мне, чет там с проводкой случилось, саб нефурычит».
Я открываю свой фургончик, достаю оборудование и говорю, что мол давай-ка ты раз обратился за помощью, то хотя бы по-человечески объяснишь, что произошло.
Смотрю проводку и седею раньше времени. Тут и прозванивать ее не надо. Прибор с ума сойдет. Это ж надо столько проводов на аккум кинуть! Им что блин, сейчас в школе физику вообще перестали преподавать? Приходится провести мальцу лекцию о пожарной безопасности, и, пока машина не полыхнула ненароком, спешно переделывать проводку.
Как правило, запоминаешь только первых клиентов. Ближе к обеду все уже превращается в сплошной поток. Мелькают лица. Мелькают машины.
О важности компьютерной диагностики
Вот приехал, а тут какой-то товарищ, явно из деревни. Услышал, говорит, новомодное слово такое, «Компьютерная диагностика», может, и мне ее проведете? Озвучиваю сумму. Товарищ резко передумывает. Хотел просто так прозвонить провода, посмотреть может что нового в машину можно накрутить. Ну я и предложил ему сигнализацию с автозапуском установить. Пищал от восторга, как мальчишка!
А вот другой. Что-то у него проводка греется. Посмотреть просит. Смотрю. Седых волос на голове прибавляется. Из какого пункта приема цветных металлов он взял провода, которые использовал, я, конечно, так и не понял, но приходится их спешно менять, пока его машинка не полыхнула прямо у меня в руках.
В обоих случаях я все-таки провел диагностику. А оба клиента с любопытством смотрели из-за моего плеча, поражаясь моей способности циферки понимать.
Автоэлектрик – это не просто заменить провода!
Конечно, встречаются и понимающие клиенты. Вон, например, после обеда выезжал к одному пенсионеру. Машинка у него старенькая, но содержит он ее в таком порядке, что позавидуешь. С такими людьми, как правило, все быстро решается. Четко озвучат свою проблему. Сразу скажут, что именно им от тебя нужно. Ну и ты, естественно, им все сделаешь в максимально короткие сроки.
Но жизнь – это, как говорится, пора контрастов.
И вот, вслед за пенсионером уже на заказе какая-то шишка. Презрительным взглядом осмотрев фургончик кидает фразу, типа: «Проводка барахлит. Вот ключи. Я на совещание, должно быть готово в восемь».
И вот ты уже стоишь и думаешь, что именно у него там барахлит? Почему он вообще решил, что я успею именно к восьми, а не к началу следующей недели? Тут приходится поднапрячься. Знаешь прекрасно, что если не сделаешь к установленному времени, то начнутся разборки.
И что думаете? Я успел!
Свободный график – это хорошо, но…
Итог: восемь вечера, а я только один раз успел пообедать и перекурить.
Ну ладно. Все хорошее когда-нибудь кончается. Смотришь на часы и понимаешь, что тебе осталось совсем немного до окончания рабочего дня. Радостный, подходишь к графику дежурств, и резко меняешься в лице, понимая, что завтра тебя снова поставили в выездную бригаду.
А это значит, что запланированная во время утреннего разговора с тестем рыбалка резко отменяется. После вспышке гнева пытаешься взглянуть на это с точки зрения фатализма, значит мол, судьба такая. Ладно.
И вот, ты уже сидишь в фургончике передвижной мастерской, накачивая себя крепким кофе. Вот где, скажите мне на милость, во время обучения на автоэлектрика было сказано, что тебе придется недосыпать и полдня питаться заготовленными женой бутербродами? Что-то я не припомню такого.
И снова по кругу: автоэлектрик по вызову спешит на помощь!
А тут уже и вызов. Кто-то сломался на трассе. Как Чип и Дейл спешим на помощь. Правда в отличие от мультяшных персонажей нас в фургоне сидит немного больше.
В максимально короткое время подъезжаем к «пострадавшему». Он благодарит за то, что быстро прибыли. Рассказывает о своей проблеме.
Мы вытаскиваем из передвижной мастерской оборудование, начинаем проводить диагностику. Быстро обнаруживаем проблему и устраняем ее.
И вот ты уже с мужиками сидишь в фургоне, припаркованном рядом со станцией метро, и снова ждешь звонка от диспетчера, который отправит тебя на очередной вызов.
Такие смены мне даже нравятся.
Обязанности автоэлектрика здесь минимальные. Да и народ, который прибегает к услугам передвижной мастерской, как правило, более адекватный, чем тот, который приезжает в сервис самостоятельно. Как-то более человечно, что ли, такие клиенты относятся к персоналу?
Наконец-то, распрощавшись с друзьями-товарищами, ты, усталый, но довольный идешь домой.
Да, на сменах бывает нервно. Попадаются люди разной степени адекватности. Да и выматываешься порой от такой работы.
Но не смотря на все это, профессия автоэлектрика мне нравится.
Как любят говорить философы и влюбленные: «В ней что-то есть».