Кошелек или жизнь: влияют ли праздничные распродажи на покупательную способность аудитории?
67% россиян считают, что распродажи помогают экономить деньги, сообщает ТАСС со ссылкой на «Русский стандарт». При этом 33% уверены, что при отсутствии скидок потратили бы меньше. И они абсолютно правы. Праздничные распродажи — маркетинговый ход для привлечения внимания покупателей. И, конечно же, продаж.
Хэллоуин как инфоповод
Акции в честь Дня мертвых плавно перетекают в День Холостяка и Черную Пятницу. Удобно в привлечении внимания и совсем неудобно в его удержании. Особенно сейчас, когда к баннерной слепоте прибавилась скидочная из-за размытых границ распродаж.
У россиян пришедший с запада праздник не прижился, но остался на слуху. Предлагали переименовать Хэллоуин: в «Ночь таинственных историй» и популяризировать русскую классику, но это предложение не поддержали в России.
Источник: поисковый запрос в GoogleTrends. Наблюдается рост интереса к распродажам с середины октября
52% россиян не видят смысла в переименовании Хэллоуина
За последние 5 лет наблюдается рост количества рекламодателей, которые используют Хэллоуин как инфоповод
По мнению россиян такой бы маркетинговый ход не сработал. Но сам Хэллоуин как инфоповод продолжает использоваться рекламодателями. За последние 5 лет количество офферов, работающих через партнерские сети в период распродажи, увеличилось в 2 раза (данные Promokodus.com).
Что же касается акций к Хэллоуину, то их количество уменьшилось. В 23 году на праздничной странице размещалось 35 предложений от рекламодателей. В этом году 29. Самыми популярными категориями товаров стали: Еда, Компьютерные игры, Красота и здоровье.
При этом спад наблюдается и в посещаемости акционной страницы. Предварительно этот год самый неудачный по визитам пользователей. Как думаете, почему?
Самой популярной категорией покупок в период Хэллоуина стала еда
За последние 4 года интерес пользователей к скидкам на Хэллоуин спал
По словам маркетолога Promokodus.com Марии Кирпиковой, спад предложений связан с ранней подготовкой к Черной Пятнице. В этом году скидки начнут появляться уже 1 ноября. Пик придется на 29 ноября.
Спад предложений связан с ранней подготовкой к Черной Пятнице
Борьба за внимание. Такую маркетинговую картину сейчас рисует e-commerce. Сезонные распродажи сливаются с праздничными. Скидки воспринимаются как данность. Ценность выгоды теряется. Так работает ли эффект вечной экономии?
Спад показателей говорит сам за себя. Да, у пользователей выработался рефлекс искать и использовать скидки, закрепилась привычка экономить. Но азарт пропал. FOMO или страх упущенной выгоды, на котором и держатся распродажи, россияне больше не чувствуют.
Что выберет аудитория: сладкую выгоду или гадость?
Лишь 30% пользователей рассматривают Хэллоуин как возможность сэкономить. Неудачный инфоповод или приближающиеся крупные распродажи? В каждой причине есть доля правды.
И если с Black Friday все понятно: по данным опроса банка «Русский стандарт» чернопятничная распродажа занимает третье место в рейтинге россиян. То вот с неудачным инфоповодом гораздо сложнее.
Праздник, пришедший из западной культуры, воспринимается россиянами нейтрально. При этом 44% положительно относятся к мероприятиям и акциям в честь Хэллоуина (данные опроса маркетингового агентства “Сервизория”). Причина такого отклика — атмосфера. Но всем ли она по душе?
Почти 70% россиян безразличны к скидкам на Хэллоуин
53% россиян нейтрально относятся к Хэллоуину
Хэллоуин — отличный инфоповод для молодых людей 18-34 лет, которым важен не столько праздник, сколько сам повод повеселиться. Но что, если аудитория продукта не соответствует ЦА праздника? Например, ваши клиенты — пожилые люди. Возникает конфликт интересов.
41,8% россиян считают, что Хэллоуин не является частью их культуры и религии (данные опроса маркетингового агентства “Сервизория”). Стоит ли из-за этого забыть про инфоповод?
Не все пользователи одобряют продвижение Хэллоуина
Нет. Достаточно адаптировать его под свою аудиторию, сделать небольшой ребрендинг. Новое название + нативная атрибутика сохранят ассоциации, но при этом реакция будет намного мягче. Все-таки тыкву пробовали все, как и росли на сказках про Бабу Ягу и Кощея Бессмертного. Инфоповод из триггера превратится в теплую ностальгию.
Но важно понимать, что в любом случае негатив возможен. И даже неизбежен. Все-таки в большинстве своем люди совершают покупки целенаправленно, потому что им нужен этот товар. Если у покупателя такой цели нет, то все дополнительные акции и атрибутика будут рассматриваться как навязчивый призыв к действию.
Пример адаптации Хэллоуина под целевую аудиторию проекта
Коммерциализация. Так видят Хэллоуин 23,4% россиян (данные опроса маркетингового агентства “Сервизория”). Правы ли они? Несомненно. Но чем объяснить ежегодный рост спроса на тыквы перед Хэллоуином?
Людям важен повод
Повеселиться, сэкономить — разницы нет. Эмоции от праздника или долгожданной покупки в большей степени доставляет не сам момент, а долгое ожидание. Благодаря ему чувства усиливаются, а ценность повышается. И если в первом случае все так и осталось, то возможность сделать выгодную покупку в любой момент превратила распродажи в бессмысленность.
Подводим итоги
При этом 47% россиян тщательно следят за появившимися на рынке скидками (по данным опроса «Русский стандарт»). Получается, покупательная способность аудитории в период распродаж растет. Как и в период Хэллоуина.
Точнее, растет интерес, а вот сам настрой на покупки только накапливается. Праздник при этом избегать не стоит. Все-таки аудиторию важно подогревать. А вот 15% на маркетинг от оборота нужно правильно распределять (Skillbox со ссылкой на опрос компаний). Тогда у бизнеса будет жизнь, а у покупателей — кошелек.
Узнать больше
Блоги компаний
Алена Сидоренко