Кадровый кризис: про тяжелые времена, зарплату и индексацию
Прошли те времена, когда на железную дорогу было тяжело устроится. Очередь за забором закончилась, а акции вроде «приведи друга» особо не работают.
Сегодня абсолютно любой человек может стать железнодорожником. Профильное среднее специальное образование иметь не обязательно, достаточно иметь желание. Существует множество программ по переобучению лиц, ищущих работу. Или можно самому пройти курсы, которые длятся от трех до шести месяцев, и получить квалификацию вагонника, проводника, помощника, составителя. А потом — добро пожаловать в РЖД.
Только сегодня на рынке труда огромная конкуренция, и большая нерасторопная машина РЖД не успевает реагировать на изменения в этой сфере. С началом СВО военная промышленность в нашем регионе вышла на новый уровень. Кратный рост объемов военного производства требует большого количества людей. На военных заводах начала расти зарплата, это задало тренд на рост зарплаты в регионе. По данным Росстата средняя зарплата в Тульской области выросла с 58000 в 2022 году до 75000 в 2024 году.
Сегодня никого не удивишь соц. пакетом, бронью от мобилизации, традициями или корпоративной культурой. Люди идут туда где больше платят, и туда где легче работать. А труд на железной дороге всегда был нелегким. Вот последние несколько лет кадры только и утекают из нашей компании.
Но такого бегства людей, как в этом году, я еще не видел. В Тульской области множество химических и металлургических заводов, где работает огромный штат железнодорожников. К примеру, в поиске работников, один крупный металлургический завод весной этого года поднял зарплату машинистам до 97000 на руки. Нашлось множество людей, кто поменял ценности РЖД на более спокойную размеренную заводскую жизнь.
Уходят люди не только из Дирекции тяги. В Туле вагонник мне рассказал, что они работают в смене втроём, а по штату должно быть шестеро. Точно знаю, что не хватает дежурных по станции, составителей. Про путейцев вообще молчу.
Самое плохое в этом то, что объём работы ложится на плечи оставшихся работников. Отсюда появляются дичайшие переработки. Знаю точно, что у многих в моем депо уже в мае была годовая норма по переработке. Люди не выдерживают этого давления и уходят туда где могут работать по норме или не работать за себя и за того парня. По неофициальным данным в июле из депо ушло 35 человек, чтоб вы понимали это примерно 5% штата.
Индексация должна была стать инструментом дополнительной мотивации людей оставаться в компании, но, на мой взгляд, его неправильно использовали. К примеру, в 2023 году индексация составила 7,5%, в 2024 — году 7,3%. Фишка в том, что плановая индексация в РЖД производится в размере уровня роста цен на товары и услуги, определенного прогнозом Минэкономразвития России. Но очевидно, что цены на товары и услуги растут более быстрыми темпами. К примеру, с 1 июля тарифы на ЖКХ в Тульской области в среднем выросли на 10%. В этом контексте индексация на 3,2% с 1 октября только посмешила народ. Например, мой брат работает на крупном военном заводе, там за последний год зарплату проиндексировали на 20%.
Надо отметить, что в августе компания провела работу по увеличению зональных надбавок, но не для всех, а точечно. К примеру, машинист и помощник грузового движения имели зональную надбавку в Тульской области 10%, а после увеличения она составила 25% у машиниста и 40% у помощника. Это не стало рывком, а только сравняло зарплату с конкурентными предложениями, и по сути этот шаг не принес большого воодушевления в коллективе. Главный вопрос, почему это не сделали год назад, возможно тогда это было бы актуально, и помогло бы сохранить множество людей.
Глава РЖД Олег Белозеров пообещал рост зарплаты железнодорожников в 2025 году на 35% выше среднероссийской. Это говорит о том, что проблема текучки кадров не является секретом для руководства компании. Сможет ли это сохранить штат? Возможно. Только вот опытные квалифицированные кадры уходят сегодня, а зарплату поднимут завтра. Для справки, чтобы подготовить машиниста нужно 3-4 года. Плюс зарплата машиниста в Тульской области и так выше среднероссийской. Поэтому я особо не рассчитываю, что ситуация кардинально измениться.
Я понимаю, что придут новые люди, железная дорога не остановиться. Но пока молодые ребята не особо держаться за работу на железке. Новое поколение ребят, рожденных после 2000 года, мыслят иначе, не боятся перемен, искать что-то новое, не сидят на одном месте. Многие часто уходят без раздумий, когда понимают, что можно работать за те же деньги без лишних заморочек. Надо понимать, что в РЖД постоянно необходимо посещать тех. занятия, совещания, проходить дистанционное и очное обучение, сдавать экзамены, зачеты и аттестации. Это большая неотъемлемая часть ускоспециализированной работы.
В заключение скажу, что с железной дорогой связана большая часть моей жизни, мне нравиться моя профессия, и я хотел бы, чтобы тяжелые времена прошли, а железнодорожные профессии стали так же востребованы в обществе, как и раньше.