«Меня чуть не уволили за статус в мессенджере»
Почти 80% работодателей готовы отказать кандидату, если увидят в его соцсетях «неподходящие» фото, видео или тексты. В некоторых компаниях смотрят даже на подписки.
Зачем предприниматели изучают страницы сотрудников? За какие посты могут уволить? Сулит ли неприятности полная свобода для подчиненных в соцсетях? Мы предложили поспорить об этом Марии Серовой и Александре Морозовой — СЕО проектов с принципиально разными подходами к этому вопросу.
Мария Серова: никогда не смотрит соцсети сотрудников
Консультант по маркетингу и владелец рекламного агентства Мария Серова верит в свободу самовыражения и профессионализм сотрудников
Меня чуть не уволили за статус в мессенджере, когда я работала директором по маркетингу в крупной сети.
Есть притча, в которой пчела не может научить муху видеть красоту мира. Каждый из нас воспринимает окружающее по-своему, и не стоит растрачивать свои силы на убеждение тех, кто не готов или не способен понять нас. По этой притче у меня в мессенджере стоял статус: «Пчелы не теряют времени, объясняя мухам, что мед лучше дерьма».
Это увидел собственник компании, который считал, что все сотрудники должны быть бережными во всем и этот статус очень токсичен для компании. Поэтому меня ультимативно попросили этот статус удалить, хотя этот мессенджер не был рабочим инструментом.
Я никогда не смотрю социальные сети сотрудников и даже в свои захожу максимум раз в четыре месяца. Для меня важно, чтобы каждый мог быть личностью и проявлять себя вне рабочего времени так, как ему угодно. Мы не ведем коммуникацию с клиентами через соцсети, поэтому их содержание не влияет на наш бизнес.
У нас нет регламентов по ведению соцсетей. Считаю, что это личное пространство каждого сотрудника и он вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Мы ценим индивидуальность и свободу самовыражения — это способствует созданию творческой и продуктивной атмосферы в коллективе. А в работе главное — это результаты и удовлетворенность клиентов.
«Фото из аквапарка — это нормально. Разве вы не отдыхаете?»
Фото с отдыха или из аквапарка — это нормально и естественно. Разве вы не отдыхаете? Не ходите, например, на хоккей? Главное, чтобы не было оскорбительного или провокационного контента, который мог бы негативно отразиться на репутации компании. Это то, что может выходить за человеческие нормы: например, издевательство над животными. Но полагаю, люди, которые могут такое размещать, и на собеседование не пойдут.
Мы доверяем сотрудникам и уверены в их адекватности. У нас не было случаев, когда контент в соцсетях сотрудников вредил компании и ее репутации.
При найме я обращаю внимание на навыки и опыт кандидата, а не на его онлайн-активность. Например, я собеседовала девушку с розовыми волосами и пирсингом в носу, которая живет в Германии и учится в хорошем вузе. Ассоциативно это наводит на мысль, что и соцсети могут быть очень неординарными, но их я не смотрела и даже не спрашивала о них. Из десяти кандидатов я выбрала именно ее и ни разу не пожалела об этом решении. Она прекрасно справляется с обязанностями, и я ни разу не видела ее социальные сети.
Если я вижу впечатляющее резюме, я не стану отказываться от кандидата из-за одного спорного фото или комментария. Даже если он и есть в соцсетях, я не буду тратить время, чтобы его искать. Важно обсудить на собеседовании ожидания и нормы поведения, чтобы понять, насколько человек подходит команде.
Александра Морозова: не разрешает постить фото с выпивкой и раскрывать зарплату
Основатель театральной студии Bloom-bloom Александра Морозова перестала быть лояльной к контенту сотрудников в соцсетях после неприятностей
Для нас важно, как педагоги ведут свои соцсети, потому что они подают пример детям. Мы стремимся, чтобы сотрудники транслировали позитивные и вдохновляющие ценности, которые соответствуют миссии студии. Неподобающий контент может негативно сказаться на репутации студии и подорвать доверие родителей.
«У кандидата в соцсетях были видео с вечеринки — мы не стали звать его на собеседование»
Когда я подбирала педагогов среди актеров и деятелей искусства, пришлось провести много собеседований. Актеры — люди импульсивные и творческие, и была опасность, что в соцсетях может быть что-то, что не совпадает с нашими ценностями. У одного кандидата были видео с вечеринки после концерта, на которых было много нецензурной брани. Таких видео было несколько. Стало ясно, что образ жизни этого актера не соответствует нормам педагога, поэтому мы не стали звать его на собеседование.
Если в соцсетях кандидата неподобающий контент, но его резюме впечатляет, мы пригласим его на собеседование. Уже там проговорим наши ожидания и объясним, почему важно придерживаться определенных стандартов в соцсетях. Мы верим в диалог и возможность изменения позиции.
Один из кандидатов, несмотря на спорный контент, оказался отличным педагогом после обсуждения наших ценностей. У нас обучаются дети до 12 лет, а в аккаунте кандидата было много видео с ездой на мотоцикле на большой скорости. Дети часто хотят копировать любимых педагогов, и такой контент может быть небезопасен. Поэтому мы договорились: пока человек сотрудничает с нашей студией, количество такого контента будет сведено к минимуму или доступ к аккаунту будет только для друзей.
Мы периодически просматриваем соцсети сотрудников. Проверяем, что они продолжают соответствовать нашим ожиданиям. За этим время от времени слежу я и регулярно — маркетолог, который отвечает за поддержание имиджа студии.
Во внутренних регламентах прописано, как сотрудники должны вести себя в соцсетях. Мы не запрещаем вести личные аккаунты, но ожидаем, что они будут придерживаться стандартов и ценностей студии. Просим педагогов размещать контент, который не влияет негативно на психику детей, не склоняет их к опасным занятиям, не пропагандирует неправильный образ жизни. Это особенно важно, когда речь идет о таких творческих личностях, как актеры, которые могут проявлять себя по-разному.
Красным флагом будет агрессивное или неуважительное поведение, публикации с алкоголем или в неподобающем виде. Фото с пляжа в закрытом купальнике или из кафе с безалкогольным коктейлем, как правило, не вызывают вопросов, если они не несут негативного подтекста.
Раскрывать зарплату или корпоративную информацию тоже нежелательно.
Если сотрудник публикует неподобающий контент, сначала проводим с ним беседу. Объясняем, почему это недопустимо. В зависимости от ситуации можем применить дисциплинарные меры, вплоть до увольнения, если нарушение серьезное и повторяется.
Один из сотрудников за сутки выложил несколько видео, где выпивает алкогольные напитки. Мы сочли, что это неприемлемо для детских глаз и может сказаться на имидже студии. Попросили удалить видео и не использовать такой контент либо сделать закрытый аккаунт. Сотрудник сразу удалил видео — мы поняли, что человек готов идти с нами дальше, и больше к этому вопросу не возвращались.
Первоначально не уделяли соцсетям сотрудников столько внимания. Но после нескольких инцидентов, связанных с неподобающим контентом, пересмотрели свои подходы и разработали более четкие регламенты. Это помогает нам укреплять имидж студии и создавать более безопасную и вдохновляющую среду для детей.
Были случаи, когда контент в соцсетях сотрудников вызывал недовольство родителей. Мы всегда стараемся разрешить такие ситуации через диалог. Например, однажды мы столкнулись с недовольством из-за публикации, но смогли уладить ситуацию через открытое обсуждение.
Родители переживали, что педагог не только работает в нашей студии, но и ведет занятия в других организациях. Мы встретились с ними и поговорили о том, что педагог в свободное время может заниматься и в других студиях, главное, чтобы наши занятия проводились качественно и не было переносов, — родители согласились. Они переживали, что могут быть выезды или гастроли, и это скажется на графике занятий. Пока у нас не было случаев, чтобы мы оказались в безвыходной ситуации и с кем-то расстались.
Тренды
Кристина Рудич